Новости

Апдейт рынка транспортной логистики: Июль 2025

2025-07-04 16:00 Апдейт рынка
В 2025 году рынок грузовых перевозок в Казахстане продолжает набирать обороты, демонстрируя стабильный рост и расширение транспортных связей. Особенно заметна динамика в авиационной логистике, где новые маршруты и проекты открывают дополнительные возможности для бизнеса и международного сотрудничества. На фоне глобальных вызовов авиаперевозки сохраняют устойчивость и играют ключевую роль в развитии внешнеэкономических связей страны.
Рынок грузоперевозок в Казахстане по итогам января–мая 2025 года демонстрирует уверенный рост: объем перевозок увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Особенно заметен прирост в железнодорожной (+18%) и воздушной (+12%) логистике. Международные форумы, деловые встречи и новые соглашения продолжают расширять транспортные возможности страны и укреплять внешнеэкономические связи.

Маршрутная сеть: новые направления и соглашения

  • Казахстанские авиакомпании открыли рейсы по основным туристическим направлениям летнего сезона, новых маршрутов в июле не ожидается.
  • Активно развивается стратегическое партнерство: по итогам визита президента Казахстана в Сербию было принято решение об открытии регулярного рейса Астана — Белград и предоставлении «пятой свободы воздуха» сербским авиакомпаниям. Предполагаемый оператор рейсов — авиакомпания SCAT.
  • Среди ярких запусков июня- новый маршрут Гуанчжоу- Алматы от China Southern Airlines (3 рейса в неделю на Boeing 737 MAX)
  • Июль же начинается с новости о старте прямых рейсов Шанхай- Алматы авиакомпании China Eastern Airlines. С 4 июля перелеты будут осуществляться 3 раза в неделю на А321.

Аэропорт в Хоргосе: новый логистический хаб на карте региона

В одном из ключевых логистических регионов Казахстана — в СЭЗ «Хоргос-Восточные Ворота» (область Жетісу) — начато строительство нового международного грузопассажирского аэропорта. Проект реализуется при участии казахстано-германского консорциума Skyhansa, выступающего основным инвестором.

Согласно проекту, к 2027 году планируется:
  • построить пассажирский терминал с пропускной способностью до 1 200 человек в день (и до 12 000 человек — к 2032 году);
  • ввести в эксплуатацию грузовой терминал с автостоянкой и железнодорожным тупиком, рассчитанный на 50 тыс. тонн в год (и до 250 тыс. тонн — к 2032 году).
Новый аэропорт призван стать центром деловой и туристической активности региона и станет важным звеном в транспортной инфраструктуре Нового шелкового пути.

Нормализация авиасообщения на Ближнем Востоке

  • Эскалация конфликта между Израилем и Ираном оказала влияние на воздушные коридоры международных компаний.
  • Авиакомпании Qatar Airways, Air Astana и Fly Dubai осуществляют рейсы через Пакистан и Афганистан с увеличением времени перевозки. Мы ожидаем возвращение стандартных маршрутов в течение июля.
  • Стоимость перевозки генерального груза Дубай- Алматы в среднем от 3 USD/кг.

Актуальная ситуация на Европейском направлении

  • Конфликт на Ближнем Востоке отразился и на провозных емкостях из Европы. Из-за кратковременного закрытия воздушного пространства Катара, значительная часть бронирований была перенесена на Turkish Airlines, что вызвало дефицит провозных мощностей.
  • В текущий момент рейсы Катарских Авиалиний выполняются по расписанию, однако в начале июля мы рекомендуем отдавать приоритет опциям на Turkish Airlines из центральной и западной Европы и на NEOS из Италии.
  • Стоимость перевозки генерального груза Амстердам- Алматы от 1,9 EUR/кг.
  • Стоимость перевозки генерального груза Милан- Алматы от 1,8 EUR/кг.

Авиаперевозки из Китая

  • Июнь и июль приносят расширение маршрутной сети между Китаем и Казахстаном: число рейсов уже превышает 150 в месяц.
  • Шанхай- Алматы China Eastern Airlines -первый маршрут авиакомпании в Центральную Азию. Долгожданное прямое сообщение будет способствовать бизнес-активности с компаниями мегаполиса и расширит логистические возможности из одного из главных городов Китая.
  • Гуанчжоу стал 4 городом, из которого авиакомпания China Southern Airlines предлагает рейсы в Казахстан. Прямое авиасообщение рейсам китайского перевозчика также доступно из городов Сиань, Пекин, Урумчи.
  • Рейс из Гуанчжоу является отличной возможностью для отправки небольших грузов не только из самого города, но и из региона Большого Залива (Шэньчжэнь, Фошань, Гонконг, Макао и другие).
  • Рынок авиаперевозок из Китая стабилен, ожидание загрузки генеральных грузов в начале июля не превышает 4-5 дней.
  • Стоимость перевозки генерального груза по маршруту Пекин - Алматы от 1,4 USD/кг.
В июне автомобильные перевозчики стали больше говорить о задержках в пути по маршруту Казахстан- Россия. Увеличение времени прохождения границы связывают с усилениями правил досмотра и дефицитом инфраструктуры на погранпереходах. Проверкам подлежат не только промышленные товары, но и пищевая и фармацевтическая продукция.

Таким образом, срок прохождения границы сборных автомобилей увеличен до 72 часов. Транзитное время Алматы- Москва увеличилось до 11-14 дней

Перевозки из Китая

На границах между Китаем и Казахстаном по-прежнему наблюдаются сложности с электронной бронью на въезд на приграничный склад, однако доступность платной брони в июле значительно выше, чем в июне.

Текущее состояние очередей на основных пограничных переходах:
  • Достык - Алашанькоу – бронирование очереди за минимум за месяц, платная бронь за 2 дня
  • Алтынколь- Хоргос– бронирование очереди за минимум за месяц, платная бронь за 2 дня
  • Бахты - Тачен – бронирование очереди за 2 недели, платная бронь за 2 дня
  • Майкапчигай - Зимунай– очередей нет.
Динамика цен:
  • Ставки на автомобильные перевозки остаются стабильными.
  • Средняя ставка: $8000/тент (маршрут Шанхай – Алматы).

Перевозки из Европы

Рынок на европейском направлении к началу июня остается стабильным. Транзитное время на Южном маршруте постепенно сокращается.

Северный маршрут (через Россию):
  • Стабильная стоимость: €6500 за прямой тентованный полуприцеп (Германия – Казахстан).
  • Очереди на выезд из ЕС отсутствуют, среднее время прохождения границы – 6 часов.
Южный маршрут (через Каспий):
  • Средняя стоимость: €9000/тент (с перегрузкой через Каспийское море).
  • Ожидание парома Алят- Курык – до 2 недель
  • Ближний Восток: к ставшей уже привычной с 2023 года нестабильной ситуации в Красном Море, в июне добавилась неопределенность в Ормузском проливе, соединяющим акватории стран Персидского Залива с Индийским океаном. В июле ситуация стабилизировалась, но перевозчики сообщают, что в случае повторной эскалации у них есть план «Б» с переносом судозаходов в порт Khorfakkan (Восточное побережье ОАЭ).
  • Задержки в крупнейших портах: менее замеченной прошла информация о задержках в крупнейших портах мира. Время ожидания в Роттердаме, Кейптауне, Нинбо, Сингапуре достигало до 10 дней. Время ожидания в европейских портах (Гамбург, Антверпен) составляло до 72 часов. Причиной задержек стало сочетание факторов, таких как забастовки, неблагоприятные погодные условия, нехватка оборудования, внешнеэкономические ограничения. Это повлияло на расписания морского фрахта: судоходные компании перенаправляют суда, увеличивают демередж, фрахтовые ставки растут.
  • Глобальные события в очередной раз обращают внимание: задержки и перебои могут возникнуть даже в самых развитых транспортных узлах. В этих условиях особенно важно заранее планировать отгрузки и иметь резервные маршруты. Гибкость и проактивный подход становятся ключевыми элементами устойчивой логистики.